Музыкальный словарь в рассказах
Именно великолепный внутренний слух дал возможность
оглохшему Бетховену продолжать творить: он слышал всю сочиняемую им музыку
и записывал услышанное, хотя воспроизведения ее музыкантами, ее реального
звучания, услышать уже не мог.
Внутренний слух поддается развитию. Его можно тренировать различными
упражнениями. Например, брать несложные ноты, сначала только мелодию, и
пытаться представить, как это звучит, а потом проверять себя, проигрывая
мелодию на рояле. Профессиональные музыканты могут воспроизводить
внутренним слухом даже сложные оркестровые партитуры. Без этого умения
нельзя, например, стать дирижером.
А теперь вернемся к <<цветному слуху>>. Он был не только у
Римского-Корсакова. У многих музыкантов определенные тональности вызывают
ассоциации с определенным цветом. Ассоциации эти имеют субъективный
характер. То есть у разных музыкантов одна и та же тональность может
вызвать различные цветовые впечатления. Но есть, по-видимому, и общие
закономерности. Так, наверное, не случайно, многие мрачные, скорбные
произведения написаны в тональности си минор, а радостные, солнечные -- в
ре мажоре.
Проблемами связи звука и цвета заинтересовался Скрябин. Одно из его
произведений, симфоническая поэма <<Прометей>>, даже задумано как не только
музыкальное, но и цветовое; музыка в нем должна сопровождаться
цвето-световыми эффектами.
СОЛО. Итальянское слово <
> означает один, единственный. В музыке
издавна принято обозначать так произведение для одного голоса или
инструмента, иногда с аккомпанементом, иногда без него. Пожалуй, самое
известное из сочинений для скрипки соло это Чакона Баха. Употребляется это
слово и тогда, когда в каком-то крупном сочинении есть отдельная
самостоятельная партия для одного из инструментов. Например, в Болеро
Равеля не умолкая звучит солирующий малый барабан, четко отбивающий ритм.
Бывают произведения, в которых есть небольшие сольные эпизоды. Играет весь
большой оркестр. Звучат разные инструменты, переплетаются мелодии. А потом
из общего звучания оркестра выделяется один инструмент со своей мелодией.
Это начался эпизод соло. Так, в симфонической фантазии <<Франческа да
Римини>> Чайковский выделил в центре эпизод -- рассказ Франчески.
Задумчивая и печальная мелодия, исполняемая кларнетом соло, звучит как
грустная повесть молодой женщины.
Сольной называются партии в произведениях для какого-то инструмента (или
голоса) с оркестром -- в фортепианном или скрипичном концерте есть,
соответственно, сольная фортепианная или скрипичная партии. Их исполнители
называются солистами.
СОЛЬФЕДЖИО. Итальянское слово <> (правильнее оно читается --
сольфеджо) происходит от слова solfo, что значит -- ноты, музыкальные
знаки, гамма. У нас так принято называть уроки, на которых занимаются
развитием слуха: пишут музыкальные диктанты, определяют на слух различные
интервалы и аккорды, поют по нотам мелодии -- сначала одноголосные, а потом
и более сложные, двух- и трехголосные.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!