Музыкальный словарь в рассказах
Если новая тональность не
закрепляется надолго, а происходит возвращение к первоначальной
тональности, то такая модуляция называется отклонением.
Модуляция -- очень важное, яркое и красочное выразительное средство музыки.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Так обычно называют все музыкальные произведения
в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в
разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например,
<<специальная литература>>, <<справочная литература>>, <<научная
литература>>.
Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее,
учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в
музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии
крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их
творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных,
наиболее важных сочинений.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА. Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева
<<Александр Невский>>. В симфоническом концерте вам довелось услышать
испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты Бетховена. А школьный
хор к очередному пионерскому празднику разучивает новые песни.
Зачем понадобилось такое перечисление? Здесь специально названы
произведения очень разные -- разные и по жанру (о нем вы могли прочитать
выше), и по форме.
Что же такое -- форма в музыке?
Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности
построения музыкального произведения: соотношение и способы развития
музыкально-тематического материала, соотношение и чередование тональностей.
Конечно, каждое музыкальное произведение обладает своими неповторимыми
чертами. Но все же на протяжении нескольких веков развития европейской
музыки сложились определенные закономерности, принципы, по которым строятся
отдельные типы произведений.
С одной из музыкальных форм вы все, без сомнения, очень хорошо знакомы. Это
куплетная форма, в которой пишутся песни (ей посвящен рассказ о слове
<<куплет>>). Сходна с ней ведущая от нее свое происхождение старинная форма
рондо. Основаны они на двух (или -- в рондо -- нескольких) различных
тематических материалах. Форма в таких случаях строится на сопоставлении,
развитии, а иногда и столкновении этих часто контрастных, а порою даже
конфликтных тем.
Распространены в музыкальной практике также трехчастная и двухчастная
формы. Трехчастная строится по схеме, которую принято изображать буквами
так: АВА. Это означает, что начальный эпизод в конце, после контрастного
ему среднего эпизода, повторяется. В этой форме пишутся средние части
симфоний и сонат, части сюит, различные инструментальные пьесы, например,
многие ноктюрны, прелюдии и мазурки Шопена, песни без слов Мендельсона,
романсы русских и зарубежных композиторов.
Двухчастная форма распространена меньше, так как имеет оттенок
незавершенности, сопоставления, словно бы <<без вывода>>, без итога. Схема
ее: АВ.
Существуют и музыкальные формы, основанные на одной только теме.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!