Музыкальный словарь в рассказах
Это,
прежде всего, вариации, которые точнее можно назвать темой с вариациями
(вариациям тоже посвящен отдельный рассказ в этой книжке). Кроме того, на
одной теме построены многие формы полифонической музыки, такие как фуга,
канон, инвенция, чакона и пассакалья. С ними вас знакомят рассказы
<<полифония>>, <<фуга>>, <<вариации>>.
Встречается в музыке и так называемая свободная форма, то есть композиция,
не связанная с установившимися типовыми музыкальными формами. Чаще всего
композиторы обращаются к свободной форме при создании программных
произведений (далее вы сможете прочесть, что такое программная музыка), а
также при сочинении всевозможных фантазий и попурри на заимствованные темы.
Правда, часто и в свободных формах присутствуют черты трехчастности --
наиболее распространенной из всех музыкальных построений.
Не случайно и самая сложная, высшая из всех музыкальных форм -- сонатная --
в основе своей также трехчастна. Ее главные разделы -- экспозиция,
разработка и реприза -- образуют сложную трехчастность -- симметричное и
логически завершенное построение. Об этом вы прочтете в рассказе,
посвященном сонате.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ -- см. Слух.
МУЗЫКОВЕД. Вечером по телевидению транслируют оперу. До начала спектакля
вы слушаете пояснительное слово, в котором рассказывается история создания
произведения, раскрываются его особенности.
Вы хотите узнать побольше о композиторе, музыка которого вам очень
нравится. В библиотеке вам дают книжку о нем.
Состоялась премьера музыкального спектакля. В газетах и журналах появляются
на него рецензии.
В концертном зале, перед началом вечера симфонической музыки, слушатели
покупают программы. В них вложена аннотация -- рассказ о музыке, которую
предстоит услышать.
В музыкальных школах, кроме занятий по специальности, то есть обучения игре
на том или другом инструменте, существуют еще уроки сольфеджио и
музыкальной литературы.
Если вам непонятно значение какого-то музыкального термина или нужно узнать
что-либо, относящееся к музыке, вы берете музыкальный словарь или
энциклопедию...
Во всех этих случаях вы сталкиваетесь с одной из сторон деятельности
музыковеда.
Специалисты-музыковеды получают образование в консерватории, на
теоретико-композиторском факультете.
Там они получают знания по истории русской, советской и зарубежной музыки,
гармонии, полифонии, инструментовке, анализу музыкальных форм, получают
педагогическую, лекторскую практику, обучаются основам редактирования.
Музыковеды -- это ученые, авторы исследований о творчестве композиторов, о
той или иной эпохе в развитии музыкальной культуры, о различных средствах
музыкальной выразительности.
Музыковеды -- это и многочисленные педагоги всех уровней, от профессоров
консерватории, авторов учебников по истории музыки, музыкальной литературе,
гармонии и т. д. до преподавателей музыкальных школ, руководителей
музыкальных кружков.
Музыковеды работают в архивах и в музеях, редактируют книги о музыке и
ноты; подготавливают музыкальные радиопередачи и программы концертов; пишут
критические статьи.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!