Музыкальный словарь в рассказах
Музыка в них обычно не
меняется или изменяется очень немного, а вот слова каждый раз другие.
Припев же всегда остается неизменным и по тексту, и по музыке. Вспомните
любую пионерскую песню или какую-нибудь из тех, что вы поете, выступая
летом в поход, и проверьте сами, как она построена.
Форма, в которой пишется подавляющее большинство песен, называется поэтому
куплетной формой. * Л *
ЛАД. Хорошее это славянское слово -- лад. Хорошо, когда дело ладится,
когда в семье лад, когда платье ладно сшито... Много можно привести
примеров с этим корнем, и все слова окажутся светлые, дружелюбные. Недаром
лад -- это согласие, мир, стройность, порядок.
Но какое отношение все эти понятия могут иметь к музыке?
Оказывается, самое непосредственное.
Музыка -- искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно,
упорядоченно. Попробуйте-ка нажимать клавиши рояля или дергать струны
гитары как попало: никакой музыки не получится!
Однако слово лад -- не просто стройность и согласие. Это специальный
термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их
согласованность, слаженность.
Вспомните любую мелодию: песню, танец, отрывок из какого-нибудь
инструментального сочинения. Если вы начнете ее напевать, то обнаружите,
что в любом, произвольном месте остановиться нельзя. И не только потому,
что, допустим, не <<уложились>> все слова или не закончилось движение
танца. Нет: дело в том, что звуки, сочетаясь друг с другом, воспринимаются
ло-разному. Одни -- как устойчивые. На них можно остановиться подольше,
вообще закончить движение. На них композитор и заканчивает куплет песни,
раздел или всю инструментальную пьесу. На других остановиться никак нельзя:
они вызывают ощущение незавершенности и требуют движения дальше, к
устойчивому, опорному звуку.
Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу,
называется ладом. Основной звук лада -- самый устойчивый, к которому
тяготеют все остальные, -- называется тоника. Аккорд из трех звуков, нижний
из которых -- тоника, -- называется тоническим трезвучием.
Лады, то есть подобные объединения звуков, бывают разные. Наиболее
распространены в европейской музыке лады, которые называются мажор и минор.
В основе мажора -- тоническое трезвучие, в котором сначала, снизу --
большая терция (посмотрите, что написано о терции в рассказе <<Интервал>>),
а над ней малая. Мажор получится, если вы, подойдя к роялю, нажмете
последовательно все белые клавиши от ноты до вверх до следующей ноты до,
расположенной октавой выше. Такое последовательное звучание нот в пределах
октавы называется гаммой. То, что вы сыграли, гамма до мажор. Можно сыграть
мажорную гамму от любого другого звука, только тогда в некоторых местах
белую клавишу придется заменить черной. Ведь построение гамм подчинено
определенной закономерности. Так во всех мажорных гаммах после двух взятых
подряд тонов следует полутон, потом идут три тона подряд и снова полутон, В
минорной гамме звуки чередуются иначе: тон, полутон, два тона, полутон, два
тона.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!