Музыкальный словарь в рассказах
Они
входят в группу ударных инструментов. Звук барабана не имеет определенной
высоты, поэтому записывают его не на нотном стане, а на так называемой
<<нитке>> -- одной линейке, на которой отмечен только ритм.
Большой барабан звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то
отдаленные пушечные выстрелы. В оперном и симфоническом оркестрах его
используют иногда в изобразительных целях. Так, например, Бетховен в
Шестой, Пасторальной симфонии с его помощью передал звук грома; Шостакович
в Одиннадцатой симфонии применил большой барабан для изображения пушечных
выстрелов. Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими
колотушками, покрытыми пробкой или войлоком.
У малого барабана звук сухой и отчетливый. Его дробь хорошо подчеркивает
ритм музыки, иногда оживляет ее, а иногда и вносит тревогу. Играют на малом
барабане с помощью двух палочек.
Малый барабан -- военный, походный инструмент. Однако он может стать даже
солистом симфонического оркестра. В <<Болеро>> Равеля он не умолкает на
протяжении всего произведения, четко отбивая ритм испанского танца.
Шостакович ввел в первую часть своей Седьмой симфонии даже три малых
барабана: они однообразно и зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия.
А в Одиннадцатой симфонии дробь малого барабана изображает картину
расстрела 9 января 1905 года.
БАС. <<Ты придешь, моя заря, взгляну в лицо твое...>> Вы читаете эти
слова, и в воображении возникает мелодия, широкая, как родные русские
просторы, печальная и мужественная. Это ария Ивана Сусанина из оперы
Глинки. Партию Сусанина -- простого русского крестьянина, героя, отдавшего
жизнь за родину, композитор поручил басу.
Бас -- самый низкий из всех голосов (итальянское слово basso -- низкий).
Множество великолепных оперных партий написано для этого голоса. Владимир
Галицкий (высокий бас) и Кончак (низкий) в <<Князе Игоре>> Бородина, Фарлаф
в <<Руслане и Людмиле>> Глинки, дон Базилио в <<Севильском цирюльнике>>
Россини, Мефистофель в <<Фаусте>> Гуно, Кутузов в <<Войне и мире>>
Прокофьева... Только из этого перечисления ясно, какие богатые возможности
таит в себе бас, какие разнообразные характеры от возвышенно героического
до ярко комедийного может он воплотить.
Имя знаменитого певца-баса знают, без сомнения, все. Это Федор Иванович
Шаляпин. Голос его -- высокий бас -- был исключительным по красоте,
богатству и мягкости тембра. Благодаря очень большому диапазону голоса,
Шаляпин иногда исполнял и партии, написанные для баритона, и создал
незабываемую галерею оперных героев: Ивана Сусанина, Бориса Годунова,
Демона, Мефистофеля и многих других.
Прославились и такие советские певцы-басы, как А. Пирогов, М. Михайлов, И.
Петров, Б. Гмыря. А сейчас можно назвать солиста Большого театра Е.
Нестеренко: с огромным успехом выступал он в разных странах, в том числе и
на сцене знаменитого миланского оперного театра <<Ла Скала>>.
Существует особый, самый низкий вид басов, так называемые басы-октависты,
который встречается только в русских хорах.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!