Музыкальный словарь в рассказах
В
ней возникли балеты Чайковского, Глазунова, Стравинского, Прокофьева,
А.Хачатуряна.
Балет -- это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики.
Равно важны в балете три составные части -- классический танец, характерный
танец и пантомима.
Классический танец -- тот, что в основных чертах сложился еще во Франции
XVII века, -- очень красив, грациозен. Все движения и позы классического
танца изящны и возвышенны. Часто главные действующие лица балета танцуют
вдвоем. Их дуэт называется па-де-де. Вы, наверное, видели па-де-де Одетты и
принца Зигфрида из <<Лебединого озера>> Чайковского, Жизели и Альберта из
<<Жизели>> Адана, Китри и Базиля из <<Дон-Кихота>> Минкуса. Это популярные
балетные номера, которые часто исполняются в концертах.
Сольные танцы называются в балете вариациями. Подобно оперной арии,
балетная вариация словно бы рисует портрет героя, помогает понять его
характер.
Кроме солистов, в балете принимает участие и большая группа артистов,
которая называется кордебалет. Роль кордебалета аналогична роли хора в
опере. Танцы кордебалета оттеняют действие, вносят в него разнообразие. Не
всегда они построены на классической основе. Вспомните то же <<Лебединое
озеро>>: в его третьем действии испанский и неаполитанский танцы
воспроизводят движения народных танцев. Такие танцы называются
характерными.
И, наконец, не менее важна еще одна составная часть балета -- пантомима.
Греческое слово пантомима означает <<все воспроизводящий подражанием>>. Это
движения, жесты, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом. При
помощи пантомимы передается собственно содержание спектакля, развитие его
сюжета.
В современном балете, наряду с классическими танцевальными элементами,
широко применяются движения, заимствованные из гимнастики и акробатики.
Употребленные уместно и тактично, они чрезвычайно обогащают старинное
искусство, омолаживают его, делают современным.
БАЛЛАДА. Наверное, вы читали это стихотворение Лермонтова:
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
Не гнутся высокие мачты,
На них флюгера не шумят,
И молча в открытые люки
Чугунные пушки глядят.
Не слышно на нем капитана,
Не видно матросов на нем;
Но скалы и тайные мели,
И бури ему нипочем.
Дальше идет рассказ о том, как корабль пристает к пустынному острову.
Император является из гроба и держит путь во Францию.
Называется это стихотворение <<Воздушный корабль>>. Это баллада.
Длинна и сложна история жанра баллады. Самое это слово произошло от
итальянского ballare -- плясать. Когда-то очень давно балладами назывались
плясовые песни.
В средние века баллады превратились в песни повествовательного склада. Их
исполняли под аккомпанемент какого-нибудь инструмента. Рассказывалось в них
о разных исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах, о
разбойничьих набегах...
А в XIX веке баллада родилась заново в профессиональном искусстве.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!