Музыкальный словарь в рассказах
А
в начале Пятой симфонии Чайковского два кларнета в низком регистре
исполняют скорбную мелодию, которая благодаря тембру низких звуков кларнета
создает мрачное, зловещее впечатление.
Есть несколько разновидностей кларнета. Кроме основного, существует малый
кларнет с диапазоном на кварту выше обычного, отличающийся пронзительным
звуком, а также бас-кларнет, звучащий октавой ниже обычного. Тембр
бас-кларнета сочный, звенящий, а в низком регистре мрачный, угрюмый.
КЛЮЧ. Много разных значений имеет это слово. Ключ -- родник с чистой,
свежей и прохладной ключевой водой. Ключ от замка, которым запирают
квартиру, ворота или чемодан. Гаечный ключ, без которого не починить
велосипеда, не исправить системы водяного отопления. Наконец, самый
интересный ключ -- ключ к шифру, при помощи которого можно прочесть
таинственное послание.
Вот это последнее значение слова ключ больше всего напоминает его
музыкальный смысл. В самом деле: чтобы прочесть какие-то ноты, ключ
совершенно необходим, иначе запись их окажется зашифрованной. Посмотрите,
например, такую строчку:
[Image]
Несмотря на простоту мелодии, ни один музыкант не сможет воспроизвести ее,
пока в начале нотных линеек (они называются <<нотный стан>> или
<<нотоносец>>), на которых расположились ноты, не будет поставлен какой-то
ключ. Ведь какие именно здесь написаны ноты, неизвестно! Видно только, как
они соотносятся между собой (и то приблизительно: мы можем лишь
догадываться, где интервалы между звуками большие, а где малые), да
определен их ритм. А теперь поставим ключ:
[Image]
Сразу все стало ясно (конечно, для того, кто знает ноты). Правда? Вы можете
оказать, что и первую запись расшифровали так же? Будете неправы. Ее можно
прочесть и так:
[Image]
Выйдут другие ноты, другая октава, другая тональность и даже другой лад.
Так что же такое ключ? Это знак, который всегда ставится в начале нотного
стана и указывает положение на нем одной из нот, а в зависимости от нее и
всех остальных.
В далеком прошлом ключей применялось очень много, и наиболее распространены
были ключи, определяющие положение ноты до первой октавы.
Зачем было нужно много ключей? Судите сами: на пяти линейках нотного стана
и между ними можно удобно записать всего одиннадцать звуков. В музыке же
применяется гораздо больше. Для остальных нужно приписывать дополнительные
линейки, а это очень загромождает запись и затрудняет чтение. Выход,
конечно, нашелся. Наиболее распространена в те далекие времена была
вокальная музыка. Но ведь диапазон человеческого голоса довольно ограничен.
Значит, каждому исполнителю можно удобно записать его партию, если
расположить ее соответствующим образом. Например, сопрано -- это высокий
голос. Поет он, в основном, в первой, а часто и во второй октаве. Баритон,
наоборот, звучит вниз от определяющей ноты до. Поэтому ключ до для сопрано
и баритона располагается не одинаково.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!