Музыкальный словарь в рассказах
Чакона>>. Или: <<Шуберт -- Лист. Серенада>>. <<Глинка --
Балакирев. "Жаворонок">>.
Что же это значит? Что Бах, Шуберт или Глинка написали объявленные
произведения не самостоятельно, а с помощью соавторов?
Нет, конечно. Речь в таких случаях идет не об оригинальных сочинениях, а о
транскрипциях -- переложениях, переработках музыкального произведения. В
данном случае -- о фортепианных транскрипциях скрипичного (Чакона) и
вокальных произведений.
Из этого можно сделать вывод, что транскрипция -- это обработка, но не
простая, элементарная, а виртуозная и притом <<свободная>>.
Композитор, создающий транскрипцию какого-то сочинения, не придерживается
строго оригинала, а распоряжается его музыкальными темами свободно, часто
развивает их по-своему.
Обычно транскрипции пишут для своих инструментов те из исполнителей на них,
которые обладают и композиторским даром. Так, замечательный скрипач США
Хейфец любил делать скрипичные транскрипции оперных отрывков.
Больше всего транскрипций у Листа. Для своего любимого инструмента --
фортепиано, которым Лист владел в совершенстве, он сделал транскрипции
симфоний Бетховена, песен Шуберта, многих оперных страниц, в том числе --
Глинки, музыку которого он очень высоко ценил. Широко известны также его
парафразы на темы оперы Верди <<Риголетто>>, делал Лист и транскрипции
собственных произведений. Вы, наверное, слышали в разных исполнениях его
Мефисто-вальс.
ТРЕМБИТА. Далеко в чистом горном воздухе разносятся звуки трембиты --
карпатского пастушьего рога. Если вы встретите пастуха с трембитой, то
наверное, пожалеете его: каково таскать с собой такой огромный, в целых два
метра длиной, инструмент; а между тем трембита почти невесома. Сделана она
из тонкой древесной коры, свернутой в трубку. Этот инструмент дал название
и оперетте Ю. Милютина <<Трембита>>.
--- Table start-------------------------------------------------------------
ГУЦУЛЬСКИЙ ПАСТУХ, ИГРАЮЩИЙ НА ТРЕМБИТЕ | [Image] |
--- Table end---------------------------------------------------------------
ТРЕМОЛО. Итальянское слово <
> означает дрожащий. В музыке этим
термином называют очень быстрое повторение одного и того же звука,
возможное на струнных смычковых инструментах, балалайках, литаврах и
некоторых других инструментах симфонического и русского народного
оркестров. Так же называется и быстрое многократное чередование двух
созвучий или несоседних звуков. Чередование звуков, расположенных рядом,
называется трелью.
ТРЕУГОЛЬНИК. Этим геометрическим термином называется музыкальный
инструмент, который входит в группу ударных и довольно часто применяется в
симфонической и оперной музыке. По форме инструмент представляет собой
равносторонний треугольник. Сделан он из стального прута.
--- Table start-------------------------------------------------------------
[Image] | ТРЕУГОЛЬНИК |
--- Table end---------------------------------------------------------------
Треугольник подвешивают к пульту и легонько ударяют металлической палочкой.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!