Фолк музыка разных народов

Музыкальный словарь в рассказах


Это своего рода музыкальный фундамент, на который опирается звучание всех
остальных инструментов.
Диапазон контрабаса -- от ми контроктавы до соль первой октавы. Чтобы не
писать слишком много добавочных линеек, условились записывать партию
контрабаса октавой выше его подлинного звучания.
--- Table start-------------------------------------------------------------
КОНТРАБАС | [Image] |
--- Table end---------------------------------------------------------------

Как сольный инструмент контрабас выступает редко. На нем очень трудно
добиться остроты и точности интонации, так как он слишком большой и
громоздкий. Играть на нем приходится стоя или сидя на специальном очень
высоком табурете, а для того, чтобы заставить вибрировать его струны,
приходится приложить немалые усилия.
Тем не менее некоторые контрабасисты достигают настоящей виртуозности и
играют сложные пьесы, часто -- написанные для виолончели. Таким
контрабасистом-виртуозом был Сергей Кусевицкий, прославившийся как
выдающийся дирижер.
Среди советских контрабасистов наибольшей известностью пользуются имена И.
Ф. Гертовича -- первого советского контрабасиста-солиста, а из молодых
музыкантов -- Александра Михно, лауреата Международного конкурса
контрабасистов, и Михаила Кикшоева, лауреата Всесоюзного конкурса.
Контрабасы популярны в эстрадных оркестрах и ансамблях. Там, как правило,
на них играют щипком -- пиццикато.
КОНТРАЛЬТО. Так называется самый низкий женский голос глубокого грудного
бархатистого тембра. Раньше он назывался альтом, по аналогии со струнным
инструментом.
Голос этот встречается редко, да и композиторы используют его тоже не
часто. Нередко к нему обращался Чайковский. Так, он написал для контральто
партию Ольги в <<Евгении Онегине>> и Полины в <<Пиковой даме>>.
В некоторых операх контральто исполняет партии юношей. Так, специально для
великолепной певицы-контральто Воробьевой-Петровой Глинка создал партию
Вани -- приемного сына Сусанина -- в опере <<Иван Сусанин>>, а также
молодого хазарского хана Ратмира в <<Руслане и Людмиле>>. Римский-Корсаков
поручил контральто партию гусляра Нежаты в <<Садко>> и пастуха-певца Леля в
<<Снегурочке>>. Песни Леля, пожалуй, наиболее популярны среди
контральтового репертуара, особенно третья: <<Туча со громом
сговаривалась...>>.
Иногда, если в театре нет певицы-контральто, эти партии поручают голосу,
наиболее близкому к нему -- меццо-сопрано.
Диапазон контральто от фа малой октавы до фа второй октавы.
КОНТРАФАГОТ -- см. Фагот.
КОНЦЕРТ. Вы включаете радио и слышите: <<Передаем концерт по заявкам.
Чайковский. Первый Концерт для фортепиано с оркестром>>. Слово концерт было
произнесено два раза, но с разным значением. Каково же оно в каждом случае?
Латинское concertare означает состязаться. Итальянское concerto --
согласие. В музыке концертом стали называть произведение, в исполнении
которого участвуют солист и оркестр. Они как бы состязаются друг с другом:
виртуозная партия солиста противопоставлена красочному звучанию оркестра.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!

Сайт управляется системой uCoz