Музыкальный словарь в рассказах
Представьте себе, что
певица с нежным серебристым голосом поет изящный романс, а пианист, который
ей аккомпанирует, играет слишком громко и тяжеловесно. О таком исполнении
можно сказать, что у певицы и пианиста очень плохой ансамбль, а вернее, его
вовсе нет. Зато какое высокое наслаждение испытываешь, слушая, как голос и
рояль словно сливаются в единое целое и аккомпанемент естественно
продолжает, <<договаривает>>, когда умолкает певец, и даже тембр рояля
оказывается похожим на теплый, наполненный глубоким чувством человеческий
голос. Тогда хочется воскликнуть: <<Какой чудесный ансамбль!>> Именно
такой, совершенно неповторимый, уникальный ансамбль слышали те любители
музыки, кому посчастливилось попасть на концерты выступавших вместе
немецкого певца Дитриха Фишера-Дискау и нашего выдающегося пианиста
Святослава Рихтера.
Таким образом, слово ансамбль означает еще и согласованность исполнения,
общность понимания произведения всеми его исполнителями.
АНТРАКТ. Это слово, составленное из французских entre (между) и acte
(акт, действие), означает перерыв между действиями в спектакле, между
отделениями концерта. Однако кроме таких антрактов, во время которых можно
выйти из зала, обменяться впечатлениями, существуют еще музыкальные
антракты. Они-то нас и интересуют.
Представьте себе, что вы находитесь на представлении оперы Н.
Римского-Корсакова <<Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии>>.
Идет первая картина третьего акта. На сцене -- площадь в Великом Китеже.
Собравшийся на ней народ узнает страшную весть: на город надвигается
татарская рать. Княжич Всеволод собирает дружину, чтобы выступить навстречу
врагу.
Опускается занавес. Однако оркестр не умолкает. Он рассказывает, что
произошло дальше.
Настороженны и в то же время зловещи его звучания. Тихо, незаметно, словно
издалека, возникает ритм бешеной скачки. Это мчатся татары, сметая все на
пути. Все ближе они, все громче звучит дикая, зловещая тема... Но
послышалась простая и раздольная мелодия -- песня русской дружины. Вот уже
все сплелось, смешалось в музыке: слышны сразу и неизменный ритм скачки, и
русская песня, и татарская, старающаяся заглушить, <<убить>> ее... И
слушатели понимают: это русская дружина столкнулась с татарским войском,
закипела смертельная схватка.
Отчаянно бились русские, но татар было неисчислимо больше. Все дружинники
остались на поле боя, все пали смертью храбрых, предпочтя гибель рабству.
Не звучит больше раздольная песня, исчезает, распыляется четкий ритм, лишь
отдельные, словно <<усталые>> обрывки татарской темы-<<победительницы>>
сменяют один другого...
Снова открылся занавес. На сцене татарский стан. Эту вторую картину
третьего акта оперы связал с предшествующей симфонический антракт <<Сеча
при Керженце>>.
А вот другой пример. Идет опера Ж. Бизе <<Кармен>>. В ней каждое действие
предваряется музыкальным антрактом. Антракт к третьему действию рисует
покой и тишину дремлющих гор. Поднимается занавес, и перед зрителями горный
пейзаж, тонко отраженный в только что прозвучавшей музыке.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!