Фолк музыка Британии
Что такое фолк-музыка?
В начале XIX века ответ на этот вопрос был бы простым. Фолк был музыкой крестьян. Он был их развлечением, вносил в жизнь разнообразие и сопровождал древние ритуалы, до сих пор проводящиеся в разные времена года. Музыканты были любителями, которые играли для своих же, при этом слово "любитель" не употребляется в каком-либо уничижительном смысле, как происходит это сегодня; в обществе внутри своих общин они были в большом почете. Это отношение воспевается героем романов Томаса Гарди "Возвращение на родину" (1)
"Бывало, идет приходской оркестр в церковь, он впереди всех с кларнетом и так дудит, словно всю жизнь ни на чем другом не игрывал. А подойдут к церковным дверям, он сейчас бросит кларнет - и на хоры; ухватит виолончель и давай наяривать; словно век свой ни к чему, кроме виолончели, не притрагива лся. Люди, кто в музыке толк знал, даже не верили: "Неужто, говорят, это тот самый, который только что так мастерски на кларнете играл? Быть этого не может (2)
Традиционные музыканты не просто сохраняли неизменной форму сельских песен и танцев, они были рады брать темы и идеи из других источников, включая уличные баллады, которые сочинялись в городах. Издатели нанимали поэтов для переложения текущей городской хроники. Получающиеся в результате песни печатались и продавались на улицах, при этом они были дешевле, чем газеты, и проще воспринимались.
XIX век - время перемен. Рост промышленных городов и миграция из деревень нарушили старый порядок жизни. Эстрадные шансонье потеснили народных музыкантов. В то же время появился растущий интерес к фолк-музыке у среднего класса, что частично было следствием подъема национального самосознания, происходившего в Европе. Многие композиторы страстно желали придать музыке национальный колорит и заимствовали мелодии из фолк-музыки своих стран. Существовали и меломаны, проявлявшие подлинный интерес к коллекционированию фольклорной музыки.
Английский композитор Ральф Вохан Уильямс (1872-1958) собирал фолк-песни, а также использовал темы из английской фолк-музыки в своих сочинениях. Исполнители не всегда дружелюбно относились к собирателям фолк-песен.
Китти Айдвел Джонс рассказывает историю одного из тех, кто получил отказ: "предупреждением будущему коллекционеру служила история Ханны Шептротерс. Ханна была пожилой женщиной, продававшей баранину в Холивеле. Она знала множество песен, но пела только для людей, которые ей нравились. Однажды викарий привел с собой даму из официальных кругов послушать Ханну. Посетительница не понравилась Ханне, и та отказалась петь. В конце концов, после долгих уговоров со стороны викария, Ханна спела самые непристойные песни, которые только знала. Викарий поспешно увел гостью. "Больше она не придет", - довольно отметила Ханна (3)."
В первую очередь, фольклористы хотели дать определение термину фолк-музыка. К сожалению, оно было достаточно ограничено. Один из самых известных английских фольклористов Сесил Шарп (умер в 1924), например, утверждал, что "фолк-песни могут находиться только в тех районах страны, которые в силу их отдаленности избежали влияния современных идей."Альфред Вильямс, другой коллекционер, ставил целью уберечь народные песни от полного исчезновения:
"Мы живем в новую эпоху, почти в новом мире. Жизнь изменилась. Существуют другие развлечения. Мы двигаемся быстрее. Нельзя опускать руки, решив, что фолк-песня мертва."
(из "Фолк-песен Верхней Темзы", 1923).