Музыкальный словарь в рассказах
Только некоторые среди этих очень разных инструментов обладают
звуками определенной высоты.
Как показывает название группы, звук получается, когда по инструменту
ударяют -- рукой, пальцами, металлической палочкой или специальной
колотушкой. Тарелки нужно ударять одна о другую, бубен -- просто
встряхивать.
В оркестр ударные инструменты пришли давно, однако только в XIX веке
ударная группа получила широкое применение. Ударные инструменты
подчеркивают ритм музыки, придают звучанию оркестра большую силу, а его
краскам -- большее разнообразие. Иногда они используются с целью
звукоподражания, например, для изображения грома, ливня и т. д. О каждом из
ударных инструментов вы можете узнать более подробно, прочитав
соответствующий рассказ в этой книжке.
УНИСОН. Итальянское слово <
> означает однозвучный и произошло от
латинских unis -- один и sonus -- звук. Так называют слитное звучание двух
или нескольких звуков, совпадающих по высоте. Например, когда вы хором
поете одноголосную песню, вы поете ее в унисон. При унисонном звучании
между составляющими его голосами или инструментами возникает интервал
прима. * Ф *
ФАГОТ. Вспомним еще раз музыкальную сказку Сергея Сергеевича Прокофьева
<<Петя и волк>>, о которой говорилось в рассказе, посвященном лейтмотиву.
Всех персонажей этой сказки изображают различные музыкальные инструменты:
кларнет, гобой, струнные... Прокофьев подбирал для характеристики каждого
персонажа тембр, который ярче всего его рисует. Роль дедушки в музыкальной
сказке <<исполняет>> фагот.
У дедушки, наверное, должен быть низкий ворчливый голос (пожилые люди любят
поворчать на своих внуков!), может быть, немножко хриплый. Фагот как нельзя
лучше подходит к этой роли.
Появился фагот в начале XVI века, а с конца XVII века стал постоянным
участником оркестров и духовых ансамблей. В современном виде он существует
с начала XIX века.
[Image]
ФАГОТ
Фагот -- самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов (еще
ниже него звучит только контрафагот). Трубка, в которой заключен воздух,
очень длинная, а поэтому играть на ней, как на флейте или кларнете, было бы
невозможно. Выход нашелся: трубку <<сложили пополам>>. Диапазон фагота --
от си-бемоль контроктавы до ми второй октавы, тембр густой и грубоватый в
нижнем регистре. Очень быстрые, технически сложные пассажи на фаготе играть
трудно. Но все же фагот достаточно подвижен. Нередко исполняемая на нем
мелодия в быстром движении производит комическое впечатление.
Юмористический характер звучания у фагота отрывистых нот -- стаккато --
чудесно использовал Глинка для характеристики трусливого поклонника Людмилы
Фарлафа в опере <<Руслан и Людмила>>: в сцене встречи Фарлафа с колдуньей
Наиной чередующееся стаккато двух фаготов передает его трусливую дрожь.
Но иногда фагот звучит трагически. Так, на фоне контрабасов, скорбную
сосредоточенную мелодию играет фагот соло в начале Шестой симфонии
Чайковского. И в симфониях Шостаковича фагот драматичен, патетичен, а
иногда -- весел или задумчив.
Контрафагот очень похож на фагот по тембру.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!