Фолк музыка разных народов

Музыкальный словарь в рассказах

При этом гамма всегда называется по ее первому звуку.
В чем разница между гаммой и тональностью? Гамма может быть восходящей и
нисходящей, то есть звуки в ней будут подниматься вверх или спускаться. Но
расположены они непременно последовательно, без скачков; они двигаются со
ступеньки на ступеньку (запомним это сравнение -- оно нам еще понадобится).
А тональность... Предположим, вы поете песню на школьном уроке. Песня
закончилась, и учительница говорит: <<Хорошо, в ре мажоре у вас получилось
(ре мажор -- значит, самый устойчивый, основной звук песни -- ре, а в
аккомпанементе самый устойчивый аккорд, на котором песня закончилась, --
ре-мажорное трезвучие). А теперь давайте попробуем спеть ее немного
повыше>>. Дает <<настройку>>: несколько аккордов в ми мажоре, чтобы вы
привыкли к звучанию, и вы запеваете песню в другой тональности. Мелодия та
же самая, как будто ничего и не изменилось, но звучит песня на тон выше,
чем раньше. И основной устойчивый звук песни -- теперь не ре, а ми. И
поэтому закончилось все ми-мажорным аккордом.
Значит, тональность это высота лада, высота, на которой он расположен.
Иногда ее называют -- ладотональность.
Название тональности получается, когда к определению лада прибавляют
название его главного звука -- тоники -- до мажор, ми-бемоль мажор, соль
минор, фа-диез минор... Вот и появилось у нас название еще одного лада --
минор. Это тоже очень распространенный лад европейской музыки. В его основе
минорное трезву-чие, в котором терции расположены так: снизу малая, а над
ней большая. Минор получится, если сыграть подряд на белых клавишах все
звуки от ля до ля.
Звуки лада называются ступенями и нумеруются римскими цифрами по порядку
снизу вверх: I, II, III, IV, V, VI, VII. Тоника -- это I ступень.
Мажор и минор -- самые известные, самые распространенные лады. Но
существуют кроме них и многие другие. Они распространены в народной музыке,
все чаще используются и в современной профессиональной музыке. Есть и лады
искусственные, придуманные композиторами. Так, например, Михаил Иванович
Глинка придумал целотонный лад. Он называется так потому, что между всеми
звуками расстояние -- целый тон. Звучит он странно, необычно. Глинка
придумал его, чтобы передать состояние оцепенения, чего-то фантастического
и безжизненного.
Многие лады, как и мажор и минор, состоят из семи ступеней, но бывают лады
и из другого количества звуков. Так в целотонном -- шесть ступеней. Есть
целая группа ладов, называемых пентатонными (по-гречески pente -- пять,
tonos -- тон) -- это лады пятиступенные. Существуют и лады с другим
количеством ступеней.
ЛАУРЕАТ. Это понятие пришло к нам из глубокой древности. Еще в Древней
Греции, а затем и в Риме победителей на состязаниях увенчивали лавровыми
венками. С тех пор и появилось слово laureatus, по-латыни -- увенчанный
лаврами.
В наше время это слово употребляется в двух значениях. Первое -- победитель
музыкального соревнования, конкурса. Вы, наверное, знаете многих таких
лауреатов, особенно -- победителей самого авторитетного среди музыкальных
состязаний, конкурса имени П.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!

Сайт управляется системой uCoz