Фолк музыка разных народов

Музыкальный словарь в рассказах

В оркестрах его сейчас не употребляют, так как играть
на нем можно лишь самые простые мелодии, такие, как известные, наверное,
всем пионерам сигналы подъема, общего сбора, отбоя и др. А вот как
сигнальный инструмент горн успешно применяется и в пионерской жизни, и в
армии.
ГУСЛИ. Давным-давно, появился на свет этот инструмент. Родился, подобно
арфе, из натянутой струны лука. Только изменялся он по-другому: струны
стали натягивать не на раму, а на деревянную доску, а потом, для получения
лучшего резонанса, на плоский ящик со сторонами разной длины,
соответствующими постепенно увеличивающейся длине струн.
--- Table start-------------------------------------------------------------
[Image] | ГУСЛЯРЫ. МИНИАТЮРЫ ИЗ ДРЕВНЕРУССКИХ РУКОПИСЕЙ. XIV В. |
--- Table end---------------------------------------------------------------

--- Table start-------------------------------------------------------------
ГУСЛИ | [Image] |
--- Table end---------------------------------------------------------------

Исполнитель-гусляр клал свой инструмент на колени и, перебирая струны, пел
песни, сказывал былины.
Это были гусли звончатые. Еще их называли гусли яровчатые. Вам, наверное,
приходилось встречать эти названия в былинах и старинных русских сказках.
Никто не помнит, когда они появились на Руси. Еще легендарный Боян, певший
славу князьям в <<Слове о полку Игореве>>, был гусляром.
В XVII веке появились другие, более совершенные гусли, с большим, чем у
звончатых, количеством струн. Их называли тогда <<столовыми>>, а мы скажем
более привычно, более современно -- настольными. Это был прямоугольный
инструмент, который ставили на стол или просто приделывали к нему ножки.
Звук у него был ярче и сильнее, возможности для исполнителя -- шире, чем на
гуслях звончатых.
В начале XX века настольные гусли были усовершенствованы Н. Приваловым. Он
создал гусли четырех размеров, от самых маленьких до очень крупных --
пикколо, приму, альт и бас.
Сейчас в оркестре народных инструментов применяются клавишные гусли,
сконструированные Н. Фоминым также в начале нашего века. У них большой
диапазон -- от пяти до семи октав, приятный, полный, насыщенный звук.
--- Table start-------------------------------------------------------------
[Image] | КАНТЕЛЕ |
--- Table end---------------------------------------------------------------

У русских гуслей много родственников. Это и литовские канклес, и эстонский
каннель, и карельские кантеле. Национальный карельский эпос <<Калевала>>
исполнялся под звуки кантеле. В наше время кантеле, тоже
усовершенствованные, имеют пять видов: пикколо, приму, альт, бас и
контрабас.  * Д * 
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА. Дом, где она находится, можно узнать издали,
не читая вывески. Сколько разных музыкальных звуков несется из него!
Неуверенные гаммы на скрипке и быстрые фортепианные пассажи; чистый,
звонкий голос трубы и переливчатые арпеджио арфы. Слаженное звучание
детского хора и монотонное повторение простенькой мелодии на рояле -- это
пишут музыкальный диктант...
Детские музыкальные школы есть сейчас почти в каждом городе.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!

Сайт управляется системой uCoz