Музыкальный словарь в рассказах
Шум волн, шорох
листьев, жужжание пчелы, потрескивание сучьев... Здесь у человека очень
много соперников: почти все животные слышат лучше, чем мы, слух у них
значительно острее. Вы сами, наверное, не раз могли убедиться в этом, если
любите животных. Собака настораживает уши и начинает лаять, когда вы еще не
слышите чужих шагов, кошка хищно выгибает спину и бесшумно крадется к
стене, за которой вы еще никак не можете уловить мышиного царапанья.
Но есть другой слух -- музыкальный, присущий только человеку. Музыкальный
слух -- это способность улавливать связь между звуками, запоминать и
воспроизводить их, воспринимать их не как случайные сочетания, а вникая в
их смысл, осознавая их художественное значение. Вот этот-то слух и
необходим каждому музыканту.
В том или ином виде музыкальный слух есть у каждого. Просто у некоторых он
выражен очень ярко, а у других слабее. Но музыкальный слух можно развить,
если очень хотеть и настойчиво добиваться этого.
Действительно, в музыкальные школы берут тех детей, у которых слух лучше,
но есть педагоги, которые занимаются со всеми. И через несколько лет уже не
понять, кто был когда-то лучшим, а у кого. казалось, слуха нет вовсе:
умному педагогу удалось развить музыкальный слух всех его учеников.
Правда, существует так называемый абсолютный музыкальный слух, который
считают важным для музыканта качеством. Слух этот -- способность слышать
абсолютную высоту звука. Его обладатель может сказать, какой по высоте звук
издали отходящий от причала теплоход или ложечка, звякнувшая в стакане.
Если ему сыграть мелодию, он не только повторит ее голосом, но и назовет
при этом все ее звуки. Однако завидовать обладателям абсолютного слуха не
стоит. Он вовсе не является признаком особой музы-кальности. Сколько угодно
бывает, что человек с абсолютным слухом совершенно равнодушен к музыке, а
если и начинает ею заниматься, то особых успехов не достигает. В дополнение
к абсолютному слуху необходимы музыкальность, умение слышать и
воспроизводить логику гармонического или полифонического развития. Можно
слышать, как обладатели абсолютного слуха даже жалуются на это свойство:
<<ноты лезут в уши>>, мешая сосредоточиться на музыке. Так что если у вас
нет абсолютного слуха, не огорчайтесь, а развивайте относительный, данный
вам природой.
Кстати, далеко не все композиторы обладали абсолютным слухом. Он был, очень
изощренный, у Римского-Корсакова. Каждая тональность казалась ему
окрашенной в определенный, только ей присущий цвет (это так называемый
цветной слух). Например, ми-бемоль мажор казался ему цветом морской волны,
поэтому многие страницы музыки, посвященной морю, написаны им в ми-бемоль
мажоре. Ре-бемоль мажор казался золотистым.
А вот у Чайковского абсолютного слуха не было. Ну и что? Разве он писал
музыку более плохую?
Значительно важнее для композитора, да и для любого музыканта, иметь хорошо
развитый внутренний слух, то есть уметь слышать музыку <<внутри себя>>, не
воспроизводя ее вслух.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!