Музыкальный словарь в рассказах
Луна глядит в твое окно,
Нашла тебя впотьмах...>>
Это -- слова одной из частей оратории Прокофьева <<На страже мира>> --
<<Колыбельной>>, слова которой написал Самуил Яковлевич Маршак.
Мелодия <<Колыбельной>>, певучая и величавая, спокойная и задумчивая,
словно плывет над аккомпанементом. Поет ее красивый женский голос --
глубокое, грудное, бархатистое меццо-сопрано. По характеру он близок
драматическому сопрано, но ниже, насыщеннее его. Возможности меццо-сопрано
очень велики. Композиторы поручают певицам, обладающим таким голосом, роли
сильных, волевых натур. Меццо-сопрано -- Кармен в опере Бизе, Любаша в
<<Царской невесте>> Римского-Корсакова, Марина Мнишек в <<Борисе Годунове>>
Мусоргского, Амнерис в <<Аиде>> Верди, Далила в <<Самсоне и Далиле>>
Сен-Санса.
Чудесное меццо-сопрано было у известных русских певиц Н, А. Обуховой, М. П.
Максаковой, В. А. Давыдовой. Их записи можно услышать и сейчас -- арии из
опер, старинные русские романсы. Очень красивое меццо-сопрано у Ирины
Архиповой, Елены Образцовой, Тамары Синявской.
Диапазон меццо-сопрано от ля малой октавы до ля второй октавы.
МИНОР -- см. Лад.
МНОГОГОЛОСИЕ. Когда-то очень давно музыка была одноголосной. Певец пел
песню. Музыкант на древнем, еще совсем примитивном инструменте исполнял
одну мелодию. Но шли века, и музыка усложнялась. Люди поняли, что можно
петь вдвоем или втроем, и не одну и ту же мелодию, а разные, но сливающиеся
воедино, образующие вместе приятные для слуха созвучия. Что играть можно
тоже не одному, а нескольким музыкантам вместе, причем не одно и то же, а
отличающиеся друг от друга мелодии.
Многоголосие имеет два основных вида. Если ведущее значение имеет только
один голос, в котором звучит мелодия, а остальные ему аккомпанируют мы
говорим о гомофонии (греческое слово homos -- означает равный, phone --
звук) или гомофонно-гармоническом стиле. В таком стиле написано большинство
произведений XIX века и современной музыки.
Другой вид многоголосия получил широчайшее распространение еще в XVI --
XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве Иоганна Себастьяна
Баха. Это полифония (греческое poly -- много, phone -- голос, звук). В
полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные и равно
важные, одинаково выразительные мелодии.
В полифоническим искусстве возникли свои особые жанры. Это полифонические
вариации -- пассакалья и чакона, это инвенции и другие пьесы, использующие
прием имитации. Вершина полифонического искусства -- фуга. Об этих жанрах
вы можете прочесть отдельные рассказы.
Оба вида многоголосия -- и гомофонию, и полифонию, -- как правило, можно
встретить в одном и том же произведении.
МОДУЛЯЦИЯ. От латинского слова <
>, что дословно означает
соблюдение меры, размеренность, произошло итальянское modulazione, в
переводе -- переливы голоса. В теории музыки слово <<модуляция>> означает
переход из одной тональности в другую. Модуляции могут быть плавными,
постепенными; могут быть и резкими, неожиданными.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!