Фолк музыка разных народов

Музыкальный словарь в рассказах

Этот ящик стали
делать различной формы и величины, да и струны к нему прикреплялись
неодинаково. И возникли разные инструменты, каждый со своим особенным
тембром -- лютня, теорба, гитара, монохорд, мандолина, гусли, цимбалы...
Способ игры на них тоже вырабатывался различный. На некоторых играли
пальцами (гитара) или специальной пластинкой -- плектром, которым задевали
за струну (мандолина). На других с помощью молоточка или палочки, которой
ударяли по струнам. Этот способ игры сохранился на цимбалах и... фортепиано.
--- Table start-------------------------------------------------------------
[Image] | ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КИФАРА |
--- Table end---------------------------------------------------------------

Но вот кто-то из древних музыкантов задумался: щипок или удар вызывает
короткий звук. А нельзя ли сделать, чтобы звук тянулся? И появился смычок
-- палочка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по
струне. При этом струна звучала долго, все время, пока смычок касался ее.
Так появилась целая группа инструментов -- струнных смычковых.
К XV веку возникло целое семейство смычковых инструментов -- виол. Их
делали большими и маленькими. В зависимости от размера они назывались
дискантовая, альтовая, теноровая, большая басовая, контрабасовая. И звук у
них, в соответствии с названием каждой, был более высоким или более низким.
Отличался он нежностью, мягким матовым тембром, но слабой силой. Все виолы
имели корпус с ясно выраженной <<талией>> и с покатыми <<плечами>>.
Исполнители держали их вертикально, на коленях или между коленями.
Как профессиональный инструмент скрипка возникла в конце XV века. Затем
мастера разных стран усовершенствовали ее. Новый инструмент обладал и более
сильным звуком, и значительно большими виртуозными возможностями. И вскоре
скрипка вытеснила своих предшественниц. Уже в конце XVI века появились
великолепные скрипки так называемой кремонской школы. Скрипичные мастера
семейств Амати, Гварнери и Страдивари, жившие в итальянском городе Кремоне
и из поколения в поколение передававшие секреты своего мастерства,
славились своими инструментами. И поныне их скрипки непревзойденны по
качеству. Ценятся они очень дорого, и в нашей стране охраняются как
государственное достояние. Большинство их находится в государственной
коллекции. Играют на них лучшие скрипачи Советского Союза.
Современные смычковые -- скрипка и появившиеся вслед за нею альт,
виолончель и контрабас -- похожи друг на друга и отличаются, в основном,
размерами. Их форма произошла от формы виолы, но более изящна и продуманна.
Основное отличие -- круглые <<плечи>>. Лишь у контрабаса они покатые: иначе
исполнителю трудно нагибаться к струнам.
Во время игры разные из смычковых держат по-разному: скрипку и альт --
горизонтально, положив на плечо и придерживая подбородком. Виолончель и
контрабас -- вертикально, упирая в пол остроконечной металлической
подставкой.
По тембру все струнные смычковые очень похожи друг на друга, хотя, конечно,
не одинаковы.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!

Сайт управляется системой uCoz