Музыкальный словарь в рассказах
Сопрановый -- на первой линейке,
чтобы можно было записывать ноты вверх, баритоновый напротив, на пятой: его
партия, записанная на тех же пяти линейках, читается значительно ниже. А
между ними, соответственно на второй, третьей и четвертой линейках
помещаются меццо-сопрановый, альтовый и теноровый ключи.
[Image]
[Image]
Завитушка в середине знака каждый раз определяет положение ноты до первой
октавы. Конечно, этими ключами пользовались не только певцы. Они были
удобны и некоторым инструментам. Так, до сих пор сочинения для альта и его
партия в оркестровых партитурах записывается в альтовом ключе. Применяется
иногда и теноровый ключ. Но постепенно с развитием и все более широким
распространением инструментальной музыки оказалось, что все эти ключи еще
не дают достаточно удобной записи, не охватывают крайних регистров. Тогда
появились другие ключи, определяющие положение ноты соль первой октавы и фа
малой октавы. Из нескольких таких ключей со временем в музыкальной практике
остались только басовый и скрипичный. Они удобны тем, что как бы
<<сцеплены>> между собой нотой до первой октавы, которая оказалась
расположенной на первой нижней добавочной в скрипичном ключе и на первой
верхней добавочной -- в басовом. Вместе эти ключи дают возможность записать
практически весь используемый звукоряд и поэтому стали универсальными. Вот
они (завитки обоих ключей показывают положение на нотном стане определяемых
ими нот):
[Image]
Остается сказать только, как появились такие значки: [Image], [Image],
[Image]. Это очень сильно изменившиеся в течение времени латинские буквы С
(то есть до), G (соль) и F (фа).
КОБЗА. Всем хорошо известно имя замечательного украинского поэта Тараса
Григорьевича Шевченко. А знаете ли вы, что сборник своих стихов он назвал
<<Кобзарь>>? Почему? Что хотел он сказать этим?
--- Table start-------------------------------------------------------------
[Image] | КОБЗА |
--- Table end---------------------------------------------------------------
Много веков назад появились на Украине кобзари. Это были странствующие
певцы, часто слепые. Но слепота не мешала им видеть зло, которое творилось
вокруг, беды, которые обрушивались на простых людей. Обо всем этом, о
судьбе народной, о борьбе украинцев с угнетателями пели кобзари,
аккомпанируя себе на кобзе -- инструменте, от которого и пошло их
прозвание.
Потому и Тарас Шевченко называл себя кобзарем: ведь он тоже воспевал
простых людей, призывал бороться с угнетением и произволом.
Итак, инструментом кобзарей, особенно распространившемся в XVI и XVII
веках, была кобза -- струнный щипковый инструмент с корпусом, похожим на
корпус лютни, и с небольшим, слегка отогнутым назад грифом. Играли на ней
при помощи плектра.
--- Table start-------------------------------------------------------------
БАНДУРА | [Image] |
--- Table end---------------------------------------------------------------
В XVIII веке кобза уступила место похожему на нее, но более сложному и
совершенному инструменту -- бандуре, у которой не один, а два набора струн.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!