Фолк музыка разных народов

Музыкальный словарь в рассказах

А флейта заливается, словно
прекрасная певчая птица.
Звучание разных инструментов не перепутаешь, если даже они будут играть
одну и ту же мелодию. Чем же отличаются их голоса?
Оказывается -- тембром. Слово это произошло от французского timbre, что
означает колокольчик, а также метка, то есть отличительный знак. Другими
словами, тембр и является отличительным знаком каждого инструмента. Это
специфическая окраска звука, характер, присущий тому или иному инструменту
или голосу. Зависит тембр от многих причин: от материала, из которого
сделан инструмент, от того, каким способом извлекается звук, от размеров
инструмента (огромный контрабас и небольшая скрипка сделаны из одного
материала, и звук на них извлекается одинаково; однако разница есть не
только в высоте, но и в тембре звучания).
Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают ее при
инструментовке своих сочинений. Вы можете прочитать об этом в рассказе об
инструментовке.
ТЕМП. Это слово не нуждается в особенных объяснениях. Мы часто слышим
его, употребляем сами и прекрасно знаем, что означает оно скорость
движения. При этом, как ни странно, происходит этот термин не от слова
скорость, а от слова время (латинское tempus). В музыке от скорости
движения зависят и характер, настроение пьесы. Вы могли прочесть об этом, в
частности, в строчках, посвященных словам Адажио, Аллегро, Анданте.
Основные музыкальные темпы -- это:
* ларго (largo) -- очень медленно и широко;
* адажио (adagio) -- медленно, спокойно;
* анданте (andante) -- в темпе спокойного шага;
* аллегро (allegro) -- быстро;
* престо (presto) -- очень быстро.
Кроме этих, основных темпов, часто встречаются такие их разновидности, как
* модерато (moderato) -- умеренно, сдержанно;
* аллегретто (allegretto) -- довольно оживленно;
* виваче (vivace) -- живо.
Иногда к этим определениям темпа прибавляют такие итальянские слова, как
molto или assai -- очень; poco -- немного; non troppo -- не слишком.
ТЕМПЕРАЦИЯ. Латинское слово <> означает соразмерность,
правильное соотношение. Образованным от него музыкальным термином называют
выравнивание соотношений между ступенями звукоряда, установление системы
звуков различной высоты.
Сейчас все рояли имеют равномерную темперацию: каждая октава делится в них
на 12 равных промежутков -- полутонов. Так было не всегда. В Средние века
существовали другие музыкальные системы. В них темперация была
неравномерной, и в paзных тональностях одни и те же по названиям интервалы
звучали по-разному.
Именно поэтому, когда был изобретен предок современных роялей и пианино,
первый инструмент с равномерной темперацией, восхищенный им Иоганн
Себастьян Бах сочинил свой знаменитый цикл прелюдий и фуг во всех двадцати
четырех тональностях и назвал его <<Хорошо темперированный клавир>>.
ТЕНОР. Энрико Карузо. Леонид Витальевич Собинов. Марио Ланца. Марио дель
Монако. Это имена известных во всем мире певцов, обладавших редким по
красоте голосом -- голосом, который покоряет всех своим светлым, звонким и
в то же время мягким тембром.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!

Сайт управляется системой uCoz