Фолк музыка разных народов

Музыкальный словарь в рассказах


Диапазон ее -- от ми контроктавы до фа первой октавы, тембр суровый,
массивный. Как правило, роль тубы в оркестре ограничивается исполнением, на
октаву ниже, партии третьего тромбона (обычно в оркестр входят три тромбона
и туба). Иногда для нее пишут и самостоятельную басовую партию. Сольные
эпизоды у тубы встречаются крайне редко. Один из них -- мелодия в пьесе
<<Быдло>> из <<Картинок с выставки>> Мусоргского, оркестрованных
французским композитором Равелем.
--- Table start-------------------------------------------------------------
[Image] | ТУБА |
--- Table end---------------------------------------------------------------

ТУТТИ. Итальянское слово tutti означает <<все>>. Его пишут в партитуре
оркестровых произведений тогда, когда после прозрачного звучания отдельных
групп оркестра, отдельных, может быть, солирующих инструментов, вступает
весь оркестр полностью, создавая впечатление торжественности и мощи.  * У
* 
УВЕРТЮРА. Известно ли вам, что знаменитую увертюру к опере <<Севильский
цирюльник>> Россини написал значительно раньше, когда не думал еще о
создании оперы по бессмертной комедии Бомарше? Он предназначал ее для оперы
<<Аврелиан в Пальмире>>. Но опера эта провалилась, и вскоре после премьеры
о ней уже никто не вспоминал. Тогда композитор перенес увертюру в одну из
следующих своих опер, <<Елизавету, королеву английскую>>. И лишь годом
позднее, в 1816 году, она была исполнена перед началом <<Севильского
цирюльника>>, вместе с которым и приобрела всемирную известность.
Сейчас такую историю трудно себе представить, а в те времена это было в
порядке вещей. Увертюру тогда еще не было принято непременно связывать с
содержанием оперы. В XVII веке оперная увертюра вообще представляла собой
что-то вроде оркестрового сигнала: она звучала как призыв к вниманию,
предупреждение зрителям, что нужно собираться в зале, так как скоро
начинается действие оперы. Во время исполнения увертюры входили,
рассаживались, не боясь шуметь.
Кстати, само слово ouverture в переводе с французского означает -- начало,
открытие.
Конечно, прекрасные увертюры Россини служили вовсе не для того, чтобы
рассаживаться под их звуки. Их и слушали с удовольствием. Но главной их
целью было только создать праздничное, приподнятое настроение у зрителей,
привлечь их внимание к порталу сцены.
Правда, еще предшественник Россини, великий оперный реформатор Глюк говорил
о том, что увертюра должна <<предупредить слушателей о характере
предстоящего действия и оповестить их о содержании>> оперы. Для этого
необходимо было строить увертюру на музыкальных темах, которые в дальнейшем
встречались бы в опере. И не просто встречались, а играли бы важную роль в
ее драматургии.
Вспомним увертюру к <<Руслану и Людмиле>> Глинки. В ней нет ни одной
мелодии, которая затем не использовалась бы в опере. Первая, радостная и
сильная, звучит в финале, вторая -- певучая восторженная -- в арии Руслана,
когда он мысленно обращается к Людмиле.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!

Сайт управляется системой uCoz