Фолк музыка разных народов

Музыкальный словарь в рассказах

Он был сильнее, чем у клавикорда, но не так выразителен и
красив. Исполнитель не мог влиять на его качество, как при игре на
клавикорде. С какой бы силой ни ударяли по клавишам, делали это резко или
мягко, -- ничего не менялось. Чтобы как-то разнообразить звучание, мастера
придумывали различные приспособления. Так, делались инструменты с
несколькими клавиатурами, отличавшимися друг от друга степенью громкости
звука. Наконец, появилась педаль -- рычаг, который нужно нажимать ногой.
При ее помощи можно было внезапно ослабить звук.
Клавесин был не только домашним инструментом. Он включался в различные
ансамбли, даже в оркестр, где на нем исполняли партию сопровождения. За
клавесином сидел дирижер. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил
оркестром.
Значительной была роль клавесина и как сольного инструмента. Пьесы для него
писали многие композиторы XVII -- XVIII веков: итальянские, французские,
немецкие, английские. В истории музыки их называют клавесинистами. Наиболее
известны французские клавесинисты -- Куперен, Дакен, Рамо. Они писали танцы
для клавесина, такие, как менуэт, гавот, ригодон, создавали своеобразные
музыкальные портреты и картинки: <<Жнецы>>, <<Вязальщицы>>,
<<Флорентинка>>, <<Цыганка>>, <<Бабочки>> и даже... <<Курица>>. Эти изящные
небольшие пьесы, обильно изукрашенные мелизмами (прочтите о них в этой
книжке), были вполне в духе того времени, когда носили пудреные парики,
платья со множеством бантиков и кружев.
К этому <<галантному стилю>> очень подходил и тембр клавесина, напоминающий
звук струнных щипковых инструментов, но более полный и богатый.
Все музыкальные инструменты непрерывно совершенствовались. Продолжали
поиски и клавирные мастера. И вот в 1711 году в итальянском городе Падуе
клавесинный мастер Бартоломее Кристофори изобрел новый инструмент. Звук в
нем извлекался деревянными молоточками с обитыми упругим материалом
головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче -- piano или
forte. Отсюда и пошло название инструмента -- пианофорте, а позднее --
фортепиано. Название это сохранилось до нашего времени и является
объединяющим для всех струнных клавишных инструментов.
Первые фортепиано по звучанию были очень мало похожи на те великолепные
инструменты, которые сейчас можно видеть в наших концертных залах.
Механизм, служащий для удара по струнам, был в них еще весьма
несовершенным, и вначале фортепиано не могло успешно соревноваться с
признанным в то время королем музыкальных инструментов клавесином. На
протяжении почти всего XVIII века композиторы продолжали писать музыку для
старшего брата фортепиано. А тем временем новый инструмент улучшался.
Усложнялось его устройство, изменялось расположение струн.
У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет по струнам одинаковой
длины и толщины. И вот со временем появилась педаль (сейчас ее называют
левая педаль), которая сдвигает молоточки в сторону так, что они ударяют не
по трем струнам, а по двум или одной, в зависимости от желания исполнителя.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!

Сайт управляется системой uCoz