Музыкальный словарь в рассказах
Мир художника, ее создавшего. Мир времени,
ее породившего. Слушая классические симфонии, мы становимся духовно богаче,
мы приобщаемся к сокровищам человеческого гения, равным по значению
трагедиям Шекспира, романам Толстого, стихам Пушкина, картинам Рафаэля.
Среди авторов советских симфоний Н. Мясковский, А. Хачатурян, Т. Хренников,
В. Салманов, Р. Щедрин, Б. Тищенко, Б. Чайковский, А. Тертерян, Г. Канчели,
А. Шнитке.
СКЕРЦО. Итальянское слово scherzo в переводе -- шутка. Издавна оно
привилось в музыке для обозначения ее характера -- живого, веселого,
шутливого. Бетховен ввел название скерцо для одной из средних частей
симфонии вместо традиционного ранее менуэта. А в середине XIX века
композиторы стали называть так и самостоятельные пьесы, причем не только
шутливые, но иногда и драматические или имеющие зловещий оттенок. Так,
широко известны скерцо Шопена -- фортепианные пьесы, отличающиеся
богатством образов, разнообразием содержания.
СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ -- см. Ключ.
СКРИПКА. Королева оркестра -- скрипка -- самый распространенный струнный
смычковый инструмент. <<Она в музыке является столь же необходимым
инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный>>, говорили о ней
музыканты еще в XVII веке.
Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в
Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI --
XVIII веков Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются
непревзойденными.
Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук
скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос.
Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж
много, но все они -- на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.
--- Table start-------------------------------------------------------------
[Image] | СКРИПКА |
--- Table end---------------------------------------------------------------
Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой <<талией>>.
На верхней деке красивые, в виде f вырезы, которые так и называются -- эфы.
И размер, и форма корпуса, и все мельчайшие его детали, даже качество лака,
которым он покрыт, тщательно продуманы. Ведь все влияет на звук капризного
инструмента. К корпусу скрипки прикреплен гриф, который заканчивается
завитком. Перед завитком в желобке отверстия, в которые вставлены колки.
Они натягивают струны, с другой стороны плотно закрепленные у подгрифка. В
середине корпуса, приблизительно между эфами, на двух ножках стоит
подставка. Через нее проходят струны. Их четыре. Они носят название тех
звуков, на которые настроены: ми, ля, ре и соль или басок, считая от самой
высокой струны.
Общий диапазон скрипки -- от соль малой до соль четвертой октавы. Скрипач
изменяет высоту звука, прижимая струну к грифу пальцами левой руки. Чтобы
было удобно играть, он кладет скрипку на плечо и придерживает ее
подбородком. В правой руке он держит смычок, которым водит по струнам.
Смычок -- это тоже важная деталь.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!