Музыкальный словарь в рассказах
ФРАГМЕНТ РУССКОГО ЛУБКА, XIX В. |
--- Table end---------------------------------------------------------------
На балалайке новой конструкции Андреев играл, выступал с сольными
концертами. В 1887 году он организовал в Петербурге <<Кружок любителей игры
на балалайках>>, а еще через девять лет кружок этот был преобразован в
Великорусский оркестр. Основными инструментами этого оркестра стали
балалайки различного размера, подобно тому, как в симфоническом оркестре
основа -- струнные смычковые от скрипки до контрабаса. Оркестр существует и
поныне. Называется он теперь -- Оркестр народных инструментов имени В. В.
Андреева.
Теперь русская балалайка известна во всем мире. Многие композиторы создают
для нее свои произведения. Игре на балалайке учат в музыкальных школах,
училищах и консерваториях.
БАЛЕТ. Раскроем томик Пушкина:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла -- все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Как и во времена Пушкина, и сто лет спустя, в наше время русский балет
славится во всем мире. Что же это такое -- балет?
Французское слово <
> произошло от итальянского balet-to -- танец.
Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились
музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство.
Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в
эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки,
исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные
танцевальные спектакли.
Во Франции эпохи абсолютизма расцвел придворный балет -- пышное и
торжественное зрелище, в котором принимали участие король, королева и
придворные. Конечно, до балета в нашем понимании было еще очень далеко:
ведь танцоров никак нельзя было назвать профессионалами! Во второй половине
XVII века великий французский комедиограф Мольер написал несколько
комедий-балетов -- <<Брак поневоле>>, <<Мещанин во дворянстве>> и др., --
музыку к которым создал замечательный композитор Люлли. Он же был и
балетмейстером. А исполняли комедии-балеты актеры труппы Мольера. Правда,
профессиональными танцовщиками они еще не были, но уж актерами-то были
вполне профессиональными.
В дальнейшем французские балетмейстеры, среди которых появились выдающиеся
мастера, создали специальный <<хореографический язык>>, которым
классический балет пользуется до сих пор.
В России балет распространился в XVIII веке. В придворных и крепостных
театрах выступали прекрасные танцовщицы, пленявшие своим искусством самых
взыскательных ценителей. А в XIX и XX веках ни одна страна не может
сравниться с Россией. В ней существуют непревзойденные балетные труппы.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!