Фолк музыка разных народов

Музыкальный словарь в рассказах

В шесть -- семь лет он уже выступал с концертами в
разных странах):
<<6. Ария, которую господин Амадео (так звали Моцарта в Италии) тут же
сочинит на предложенные ему стихи и затем исполнит, аккомпанируя себе на
клавикорде.
7. Соната на тему, которую предложит по своему выбору первый скрипач
оркестра, сочинит и исполнит господин Амадео...
10. Фуга на тему, предложенную экспромтом...>>
В одном итальянском городе слушатели, которые не могли поверить, что
ребенок способен так вдохновенно импровизировать, потребовали, чтобы он
снял с пальца кольцо. Они решили, что кольцо волшебное и управляет руками
мальчика. Конечно, сняв кольцо, Моцарт продолжал играть так же хорошо.
Великолепным импровизатором был и Бетховен, и многие другие композиторы
прошлого. О гениальном скрипаче и композиторе Никколо Паганини, например,
рассказывали, что лучшие его произведения -- не те, что записаны, изданы и
известны всем, а те, что он импровизировал по настроению и никогда больше
не повторял.
В наше время искусство импровизации почти совсем забыто. Лишь крайне редко
встречаются музыканты, способные сочинять <<на глазах у публики>>.
Произошло это прежде всего потому, что в музыке, как и во всех областях
нашей жизни, господствует <<узкая специализация>>: композиторы теперь не
являются одновременно концертирующими музыкантами-исполнителями, а
профессиональные инструменталисты-концертанты, как правило, не обладают
выдающимися композиторскими данными. Старые традиции импровизирования
сохранились разве лишь у некоторых органистов.
Так, в начале 60-х годов в нашу страну на гастроли приезжал Томанер-хор --
хор лейпцигской церкви святого Фомы, в которой когда-то давно многие годы
работал И. С. Бах. Руководитель хора Гюнтер Рамин импровизировал на
клавесине прелюдию и фугу, темы для которых ему предложили советские
музыканты, присутствовавшие на концерте.
ИНВЕНЦИЯ. Этим словом, означающим по-латыни <<изобретение>> (inventio),
И. С. Бах назвал небольшие полифонические пьесы, которые он сочинял
специально для своих учеников. Это были своего рода упражнения, необходимые
для того, чтобы овладеть приемами исполнения сложных полифонических
произведений, в частности -- фуг.
Название для своих пьес композитор подобрал чрезвычайно точно, так как его
инвенции действительно полны выдумок, остроумных сочетаний и чередований
голосов.
Но инвенции -- не только упражнения. Это яркие художественные произведения,
в каждом из которых воплощено определенное настроение. Бах считал, что его
инвенции могут помочь начинающему музыканту не только исполнять, но и
сочинять музыку. Вот как он определил в предисловии к инвенции их
назначение: <<Чистосердечное руководство, дающее возможность любителям
клавирного искусства и в особенности жаждущим его изучения не только
научиться чисто играть двухголосие, но при дальнейших успехах уверенно и
умело обращаться и с трехголосием... выработать певучую манеру игры и,
вместе с тем, развить в себе сильное предрасположение к композиции...>>
ИНСТРУМЕНТОВКА. Сочиняя оркестровое произведение, композитор представляет
его себе во всем богатстве разнообразных тембров.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!

Сайт управляется системой uCoz