Музыкальный словарь в рассказах
От него во многом зависит характер
звучания. Состоит смычок из трости или древка, на нижнем конце которого
прикреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса, который с другой
стороны прикреплен к трости неподвижно.
Если мы зацепим струну пальцем, а затем отпустим, звук быстро угаснет.
Смычок же можно вести по струне непрерывно в течение долгого времени, и
звук будет тянуться также непрерывно. Поэтому скрипка очень певуча. На ней
можно исполнять длинные плавные мелодии, как иногда говорят, <<на одном
дыхании>>, то есть не прерывая их паузами или цезурами.
Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный
человеческий голос. Но она умеет не только петь. Есть много различных
способов, так называемых штрихов, которые применяют при игре на скрипке.
Можно играть не на одной, а на двух соседних струнах сразу. Тогда звучат
две мелодии. Больше чем два звука одновременно извлечь нельзя, так как
струны расположены не плоско, а на закругленной подставке. Однако скрипачи
играют аккорды из трех и четырех нот особым приемом -- арпеджиато, беря
звуки не одновременно, а один за другим, быстро скользнув по струнам
смычком.
В оркестре скрипки -- главные инструменты. Им поручают ответственные
эпизоды. Вспомните, как часто в оркестровых пьесах слышится пение скрипок;
иногда широкое и спокойное, иногда взволнованное, а порою и драматически
напряженное. А в Польке-пиццикато братьев Иоганна и Иозефа Штраусов и
некоторых других произведениях скрипки использованы совсем необычно:
исполнители играют на них не смычком, а защипывая струны пальцами, как на
щипковых инструментах. Этот прием называется пиццикато.
Очень широкое распространение получила скрипка как сольный инструмент. Для
нее созданы разнообразные произведения -- от виртуозных этюдов Паганини до
лирических пьес Прокофьева. Многими композиторами написаны концерты для
скрипки с оркестром. Вы, наверное, слышали концерты Бетховена, Мендельсона,
Брамса, Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна.
История музыки знает имена прославленных скрипачей. Легендами окружено имя
гениального Паганини. Его обвиняли в колдовстве, потому что в те времена,
когда он жил -- в первой половине XIX века, не верилось, что обыкновенный
человек сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на
скрипке.
СЛУХ. Быть может, вы знаете, что великий Бетховен страдал болезнью
органов слуха, и к концу жизни совершенно ничего не слышал. Не мог он
слышать и исполнения своих последних сочинений.
Как же так, спросите вы. Ведь всем известно, что слух -- главное для
музыканта. Детей с плохим слухом не принимают даже в музыкальную школу, а
тут -- великий композитор, автор гениальных произведений, оказывается,
писал их, будучи совсем глухим!
Дело в том, что слух, то есть способность воспринимать звучащий мир, бывает
различным. Физический слух дает нам возможность слышать в физическом
смысле: воспринимать звуки, которые все время нас окружают.
Авторское право принадлежит владельцу. Здесь представлен в ознакомительных целях!