Фолк музыка разных народов

Фолк музыка Ирландии

Существует ряд песен о катастрофах в угольных шахтах, другие же повествуют об опасностях и тяжелых условиях труда:
Целыми днями мы как бы погребены,

Лишены света и тепла

Часто по ночам мы вскакиваем из постели

Ибо становится сыро и мы выбегаем босиком.

("Девушка Углекопа")
Бастующие углекопы объясняют свою позицию. Впечатление художника от Престонской забастовки 1850-х:


Быть шеффилдским шлифовальщиком - нелегкий труд

Точить лезвия - труднее, чем вы могли бы подумать

Наши самые выносливые мужчины уже старики в 32

Мало кто может терпеть лишения как делаем это мы.

("Песня шеффилдских шлифовальщиков")
Первая из этих песен относится к тому времени, когда детей брали работать в каменноугольные шахты. Вторая - о рабочих условиях в шеффилдской шлифовальной промышленности XIX века. Песня обращает внимание на то, что шлифовальщики "дышали пылью и сталью" каждый рабочий день, а отлетающие куски точильного камня зачастую служили причиной серьезных увечий. Промышленные травмы были ненаказуемы в XIX веке (055), что подтверждается следующими двуми песнями, обе из которых написаны в 1960-х:
Трудился на работе для смертников лет пять

Имел дело с керосином,

Это привело к папилломе (56) благодаря Айки (57)

Им бы только отделаться от нас

Этот купорос и хлор делает нас худыми.
("Анилиновая Песня Клэйтона", Пит Смит)

Очередь за каменным углем во время забастовки шахтеров 1873 года в Южном Уэльсе. Эта иллюстрация показывает Мертир Тидфил, одну из многих маленьких деревушек, выросших в крупнейший индустриальный город в течение XIX века:

Здесь в изобилии сверхурочные и премиальные

Молодые люди любят деньги и сюда возвращаются

Внезапно вы замечаете, что выглядите старше

За каждый шилинг вы платите плотью и кровью.

("Песня рабочих химической промышленности", Рон Энджел)


Не все рабочие песни повествуют лишь о забастовках и нужде. Многие из них восхваляют мастерство. Особенно в этом преуспела горнодобывающая промышленность, там появились песни о подвигах необыкновенных рабочих. Некоторым из них приписываются мистические качества, как будто бы их дух до сих пор витает в рудниках. Например, когда в шурфе Южного Уэльса появился необъяснимый шум, углекопы приписали его "Большому Исааку", до сих пор где-то там работающему. Закрытие многих шахт с 1960-х породило песни, отражающие нежную привязанность к бывшему рабочему месту. Добыча в Альберт Пит и Абраме (Ланкашир) прекратилась в 1965 году:
Старый Альберт покинут, его дни сочтены

Ворота быстро прикрыты, он лежит в мире

Ни в летнюю жару, ни в зимний шторм

Никто не беспокоит его чернеющий сон.


Валлийский певец Макс Боус (58) сочинил песню, которая четко выразила смешанные чувства, вызванные закрытием шахты. Как говорит он сам, "эта песня всегда много значила для меня, так как мой отец умер при взрыве на каменноугольной копи и я сам много лет проработал под землей":
Они приехали из Лондона

Потому что наш выпуск мал

С чемоданами и банкирами,

Которые никогда не спускались вниз.

Они закроют старейший шурф

Делая вид, что мудры

Не беспокойся, Бати Бэч, мы довольны

Мой шкафчик для рабочей одежды ныне пуст

Я выбросил ключ от него

И продал ботинки, шарф, свою лампу (проверь - раз, два, три),

Но не могу позабыть прошедшие времена

Смеюсь и плачу

Потому что с каждым приступом кашля получаю сувенир из угля

Было тяжело

Тяжелее, чем они могли бы себе представить

Если бы под землей продавалось мясо

Стоило бы оно 12 шиллингов фунт?

"Шахтная душевая выглядит теперь как новенькая"

(из "Я был там", "Вэйденфельд и Николсон", 1979).
Старые песни на новой земле
Фолк-музыка Соединенных Штатов Америки являет собой удивительное переплетение различных культур и традиций, она включает в себя музыку североамериканских индейцев, также как и музыку переселенцев из Европы и Африки.

Сайт управляется системой uCoz