100 магнитоальбомов советского рока(продолжение...)
"Хали-гали" был четвертой по счету студийной работой "Братьев по разуму". Пиком творческой раскованности музыкантов стал высокохудожественный перфоманс под названием "Прощальная". Этот номер представлял собой зафиксированную на магнитофон реальную акцию, во время которой находившийся в состоянии белой горячки человек, сбежавший из соответствующего медицинского учреждения, напивался "последний раз в жизни" и публично прощался с алкоголем. (Позднее главный герой "Прощальной" сменил вид деятельности, внешность, место жительства и в конце ХХ века бороздит российские просторы под псевдонимом Сергей Сергеевич Сергеев.)
Впервые в студийной практике "Братьев по разуму" часть композиций была записана живьем - вместе с приглашенными на сессию музыкантами из "Бэд бойз". На этом альбоме Гоша впервые использовал саксофон, играть на котором он научился всего за несколько дней до начала записи. В результате энергичного применения этого духового инструмента в композиции "Я ничтожество" получился атональный джаз невиданной силы, плавно переходящий в мрачный разрушительный хард-рок "Хламидомонады".
"Работа с живым звуком на этом альбоме принесла нам множество позитивных эмоций, - вспоминает Гоша. - Некая однозначность, возникшая за полтора года работы с петлями, отошла на второй план, и теперь за счет применения живых инструментов мы ощутили новые пространства и новые степени свободы".
Инструментальную основу остальных композиций по-прежнему составляли кольца и фонограммы других исполнителей. В качестве фонограмм "Братьями" использовались советские джазовые диски с инструментальными мелодиями, фрагменты из репертуара ансамбля Silver Convention, коллажи из индийских мантр, негритянский фанк в исполнении артистов Motown и т.п. Поверх фонограмм накладывался вокал Вовы Синего - в основном на тексты Гоши Рыжего. Сам Гоша пел в композициях "Хали-гали" и "Мысли и чувства", а на одной из версий апокалипсической композиции "Мальчики двухтысячного года" вокалировал Игорь "Стэн" Смирнов из рижской реггей-группы "Превращение": "Охвачено пространство странным ожиданием / Теряет космос собственную кровь / Моя планета, корчась, погибает / Под жутким гнетом лунных паучков..."
Как и на ранних альбомах "Братьев по разуму", в этой работе присутствовало несколько пародий и кавер-версий. К примеру, от майковского рок-н-ролла "Буги-вуги каждый день" был оставлен ритмический костяк, а все остальное пространство было напичкано лютыми хард-роковыми запилами, граунд-битом советских электронных барабанов и припанкованными cтонами Вовы Синего. В последнюю очередь на альбом накладывались шумы и фрагменты ретро-номеров, концептуально соединявшие все композиции между собой. Для этих целей музыкантами с большим вкусом отбирались мелодии из советских довоенных кинофильмов.
Надо сказать, что в сравнении с предыдущими альбомами "Братьев по разуму" "Хали-гали" получился довольно пасмурной и пессимистичной работой. Общее настроение безысходности во многом было обусловлено жизненной трагедией Гоши Шапошникова, у которого в разгар сессии умерла мать.
Авторское право принадлежит владельцу. Книга представлена в ознакомительных целях!