Музыкальная азбука
Эти знаки молчания называются паузы.
Каждая длительность имеет свой знак молчания. Пауза длится столько же, сколько эта длительность.
Вот ты ОСТАНОВИЛАСЬ и ПРЕДСТАВИЛА, что шагаешь как мама и... тут же появилась пауза, которая длиться столько, сколько шагала бы мама, подумала о том, что шагаешь как братик и появилась точно такая по длительности пауза.
Эта пауза называется ЧЕТВЕРТНАЯ
Паузы восьмушки и шестнадцатые даже внешне похожи на ноты, так как тоже имеют особый хвостик. Сравни:
Пауза четвертной ноты самая замысловатая, она как будто перечеркивает четверть, всем своим видом говоря: "Молчи!"
А паузы половинной и целой ноты очень похожи между собой и различить их можно только на нотном стане:
Их поначалу часто путают. Кто-то из музыкантов, чтобы запомнить, даже придумал такую шутку: пауза целой ноты похожа на целое яблоко, которое висит себе на четвертой линеечке,
а пауза половинной — половинка яблока, она висеть не может и лежит на третьей линеечке.
— Ага, засмеялась Ася, — червячок съел! Ну, я, пожалуй, попробую походить между деревьями, а про некоторые шаги просто подумаю.
И вот что повторили за ней ноты
Паузы и ноты запутались. Подбери нотам их паузы.
НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ
Сказка
Жил-был на свете мальчик Коля. Учился он в музыкальной школе, И была у него книжка. Нет, не книжка-игрушка, И не книжка-малышка,
а обычный учебник для первого класса музыкальной школы.
И вот однажды ночью, когда Коля уснул, случилась такая история.
Только часы двенадцать пробили, Вдруг эту книжку быстро открыли.
И кто бы вы думали ее открыл? Ноты!
Да-да, ноты-невелички,
Которые жили на первых страничках.
Заплакали они, загоревали,
Что-то друг другу рассказывать стали.
Потом побежали по книжке без оглядки,
Только засверкали пятки.
Далеко убежали от нотоносца родного, Остановились на одной странице, смотрят, А место им незнакомо. Какие-то знаки навстречу идут, Спрашивают у нот: «Как очутились вы тут?»
Ноты наперебой рассказывать стали:
— Ох, вы знаете, мы чуть совсем не пропали.
Мальчик, который занимается по этой книжке,
Заставляет нас петь без передышки.
Вы бы только знали,
Как мы устали!
Ведь нельзя же нам все время звучать, Должны и мы иногда отдыхать.
Посмотрите, что с нами случилось, Какая беда приключилась: Половинная нота, бедная, Стала ужасно бледная. Целая так долго пела, Что даже вся поседела
Тон и полутон
Ася старательно играла по нотам песенку и все время прислушивалась, чтобы звуки получались певучие и не "кричали" Песенка была ей знакома. Она состояла всего из трех нот: ДО РЕ и МИ.
Нечаянно сбившись и рассердившись на себя, девочка сама не заметила, как резко нажала на клавиши.
И вдруг ДО и РЕ перестали звучать! Ася ничего не могла понять и страшно забеспокоилась: "Что-то случилось с моим инструментом! Ну что ж, попробую поиграть на других клавишах".
Ася сыграла песенку от МИ...