Теория музыки
Пусть поработает Ваше воображение. Любой танец образует свой ритмичесий рисунок. А записать ритмический рисунок можно так:
Послушайте oтрывок из сонаты № 20 Л.В.Бетховена.
В музыке применяются длительности: 1) основные (четного деления), о них мы уже знаем, это - целые, половинные, четверти, восьмые и т.д. и 2) длительности, образующиеся от произвольного (условного) деления основных длительностей на любое количество равных частей. К числу их относятся:
а) Триоль, образующаяся от деления основной длительности на три равных части вместо двух.
б) Квинтоль - на пять частей.
в) Секстоль - на шесть частей.
г) Септоль - на семь частей.
То есть, три восьмых в триольной группе в сумме занимают то же время, как одна четверть, так же квинтоль и т.д. Конечно, ноты могут быть не обязательно той же высоты, как в данном примере.
Реже встречаются: дуоль (в такой музыке, где основные длительности выражены нотой с точкой, и по умолчанию делятся на три части, можно делить их принудительно на две части) и квартоль (то же самое, но только на четыре части)
Такое деление длительностей придает музыкальному произведению особый колорит, красоту, гибкость. Мне даже захотелось самому поиграть триолями (к примеру).
Теперь несколько слов о различии понятий "ритм" и "метр". В среде учащихся музыкальных школ эти два слова нередко смешиваются, и проникают в головы не без труда. Разобраться здесь не так уж сложно.
Вам, вероятно, хорошо знаком несложный прибор, помогающий музыканту выдержать правильный темп на этапе разучивания новой пьесы. Называется этот прибор "метрономом". Это несложный механизм из двух-трех шестеренок, пружины и длинного маятника м подвижным грузиком, но за последние десятилетия распространились столь же несложные варианты на электронном принципе: два-три транзистора, розетка и ручка-регулятор. Все, что умеет этот прибор - издавать четкие громкие щелчки с очень точно выдерживаемой частотой. Передвигая гирьку на маятнике или поворачивая регулятор, получаем нужную частоту - и метроном щелкает "до посинения", удерживая темп и не позволяя Вам расслабляться во время игры на инструменте. Эти щелчки - это и есть "метр". Иными словами, "метр" - это сам ход времени. Но не следует уподоблять его самим щелчкам метронома. Когда Вы закончите работу над произведением, то вы уберете метроном и пойдете на сцену без него. И тем не менее, во время исоплнения произведения пульсация метра продолжает существовать. То есть, метр - это пульсация времени, но пульсация абстрактная, которая может и не выражаться никак в звуках. На основе этой пульсации, которая существует лишь в воображении музыканта и слушателей, строится весь остальной музыкальный материал. Сами ноты могут иметь какие угодно длительности - хоть целые, хоть тридцатьвторые, но МЕТР, который их организует в нужное течение времени - остается нерушим. Проводя аналогию, можно сказать, что метр - это квадратные клеточки канвы, или, скажем, ровное чередование выступов в конструкторе "Лего".
Авторское право принадлежит владельцу. Книга представлена в ознакомительных целях!