Фолк музыка Британии
"Новый ткацкий станок Бери" - песня, появившаяся в конце XVIII века, она содержит множество ссылок на этапы технического процесса ткачества и, подобно многим ранним городским балладам, имеет двойной смысл, включая сексуальный подтекст:
Однажды шел я вдоль Болтона и Бери
Ночью, при свете луны
Встретил миловидную ткачиху
В ее компании хорошо
Она сказала: парень, скажи мне
С собой ли твой нивелир и линейка
Пойдем, дашь мне ответ:
Сможешь ли ты подняться
И отрегулировать
Мой ткацкий станок.
В конце XVIII - начале XIX века произошла настоящая революция в текстильной промышленности. Расцвет Британской Империи способствовал дешевой поставке сырья и появлению обширного нового рынка для сбыта готовой продукции. Изобретение прядильной машины Джеймса Харгривса и машины Ричарда Аркрайта, приводимой в движение при помощи водяного колеса, послужило основой для начала массового производства. Новые хлопчатобумажные фабрики привлекали работников из окрестных деревень, быстро увеличивая размер городов. Численность Болтона, например, между 1773 и 1786 годами удвоилась.
В 1790 году Аркрайт изобрел ткацкий станок, работающий на пару:
Где же работницы? Я прямо скажу,
Они ушли ткать на пару
И если их не найдешь, встань утром
И тащись на заре на завод.
В связи с изобретением новых мощных машин какие-то старые навыки оказались невостребованными, что вызвало немало негодования. Еще в 1779 году бунтовщики разрушили одну из текстильных фабрик Аркрайта. В 1811 году произошло серьезное восстание в Ноттингеме и Западном Йоркшире. Протестующие были прозваны луддитами по фамилии одного из лидеров Неда Лудда. Несколько фабрик было разрушено, много людей убито и большое число бунтовщиков осуждено и казнено.
Лишения, испытываемые работниками, и их борьба за улучшение условий труда являлись основными темами большинства рабочих баллад с 1820 года и позже, когда годы бурного начала индустриализации уже прошли. Одной из самых известных таких песен является "Пряха на четырех ткацких станках":
Я бедная работница-пряха, каких здесь много,
Мне нечего есть, я износила одежду.
Горнодобывающая промышленность породила множество песен, темой которых являлась борьба. В некоторых как, например, в песне, появившейся в 1892 году, шла речь о денежном пожертвовании, написанная для того, чтобы собрать для угольщиков деньги со слушателей
В вашем графстве Дурхам, уж извините,
Голод и нужда растет с каждым днем
Чтобы удовлетворить наше желание поесть и обогреться
Мы не знаем что делать,
Но с вашей любезной помощью мы выйграем битву.
Другие песни горняков были призывами к солидарности и предостережением тем, кто пытался вырваться из строя во время забастовки и пойти обратно работать:
Скажи-ка, Дики, был ли ты на митинге?
Я смотрел, но так и не увидел тебя,
Надеюсь, ты не свернешь трусливо в сторону
И не будешь думать о рытье в угольной шахте.
Массовая забастовка рабочих текстильной промышленности в Блэкберне, 1861.
"Грязный черноногий (55) шахтер" - песня, повсеместно известная в британских угольных шахтах, также она перекочевала через океан в Соединенные Штаты:
Так присоединись к комитету
Не дожидайся смертного дня
Он может быть уже не за горами
Для грязных черноногих шахтеров.
Рабочие баллады зачастую пытались сказать публике правду о положении на фабриках, особенно когда официальные сведения не являлись особо соответствующими действительности.