Фолк музыка разных народов

Музыкальная литература

А. Штогаренко. Симфонія-кантата "Україно моя"
Композиторська ддяльність Андрія Яковича Штогаренка розпочалась наприкінщі 30-х років. Справжньою творчою вдачею митця стала величезна вокально-симфонічна композиція "Україно моя" (1943). У цій чотиричастинній симфонії-кантаті він втілив гостроконфліктне зіткнення протиборних сил. Літературною. основою композиції стали вірші А. Малишка і М. Рильського.
Кожна з частин симфонії-кантати має програмну назву. Перша - "Вставай, Украіно" - пройнята драматизмом, гіркотою смутку, жалю і страждань. Характер музики визначається двома музичними темами: драматичною, сповненою гніву (її виконує хор) та аріозно-розповідною (баритон соло), в якій передано страждання за вчинені фашистами звірства.
Друга частина - "Колискова" - ліричний центр циклу. Штогаренко створив чудову, ніжну, сповнену душевного тепла колискову пісню матері, яка прагне захистити свого сина.
Третя частина - "Партизанська" - героїчне скерцо. Воно пронизане динамікою, рухом уперед. Завершує симфонію-кантату героїчний фінал.
Билет 9

1. Полифония. Творчество И.С. Баха
Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор. Большинству произведений Баха присущ полифонический склад. «Полифония» в переводе означает многоголосие. Каждый голос в полифонической музыке самостоятелен.
Одним из основных средств развития в полифонии является имитация («подражание»). В музыке - это прием поочередного вступления голосов, при этом каждый голос как бы подражает предыдущему с некоторым опозданием. Имитация способствует непрерывности мелодического движения, что является отличительным признаком полифонической музыки.
В творчестве Баха полифония достигла наивысшего совершенства. Им написаны маленькие прелюдии, фуги, 2-х и 3-х-голосные инвенции.
Огромную ценность представляют 48 прелюдий и фуг, составляющие два тома. Произведение получило название «Хорошо темперированный клавир». Здесь композитор доказал что все тональности равноправны и звучат одинаково хорошо.
Бах также написал много музыки для органа, который был его любимым инструментом.

2. Развитие жанра романса в русской музыке
Один из наиболее любимых видов музыкального искусства в конце XYШ и в первой половине XIX века - романс. Многие романсы того времени были тесно связаны с городской бытовой песней. Исполнялись они под аккомпанемент фортепиано, арфы или гитары. Важную роль в развитии русского романса сыграли композиторы Алябьев («Соловей»), Варламов («Белеет парус одинокий», «Горные вершины», «Вдоль по улице метелица метет»), Гурилев («Матушка-голубушка», «Вьется ласточка сизокрылая», «Колокольчик»). Творчество этих композиторов - ценный вклад в сокровищницу русской музыки. . . *.
Важное место занимает романс в творчестве М.И. Глинки. Романсы Глинка писал на протяжении всей жизни. В них пленяет все: искренность и простота; сдержанность в выражении чувств, классическая стройность и строгость формы, красота мелодии и ясная гармония. Популярностью пользуются романсы - «Жаворонок», «Попутная песня», «Я помню чудное мгновенье»
Видное место занимают романсы и песни в творчестве Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского.
3.

Сайт управляется системой uCoz